0
1919 год. Вторжение греческих войск в турецкую провинцию Измир. Опьяненные ненавистью к вековечному врагу — туркам, греки не щадят ни старых, ни малых. Пылающий городок. На улицах трупы. На мушке у греческого солдата дрожащий 13-летний паренек. Томительно тянутся секунды перед смертельным выстрелом. Но что-то удерживает солдата и он опускает винтовку. Мальчишка остается стоять посреди руин, не веря, что остался жив.
Он выжил и вошел в историю как один из основателей социальной психологии. Но круг его научных интересов, наверное, определился еще в тот страшный день. «Смысл моей работы и всей моей жизни, — скажет он годы спустя, — понять природу враждебности между людьми и указать им путь к примирению».
Во все учебники социальной психологии входит его классический эксперимент 1954 г., посвященный теме враждебности.
В бойскаутском лагере незнакомые друг с другом мальчики 11 лет были разделены на два отряда. Ребят расположили в лесу так, что каждая группа не подозревала о существовании другой. В течение недели группы выполняли увлекательные задания, сплотились, выбрали себе названия – «Гремучие змеи» и «Орлы», нарисовали эмблемы на футболках и даже подняли каждая свое знамя.
Неожиданно во время заготовки дров мальчики столкнулись в лесу и узнали о существовании друг друга. Отношения с самого начала были напряженные, так как каждая группа полагала себя лучше другой.
Тогда мальчикам предложили выяснить, кто же лучше на самом деле в честных состязаниях. Все соревнования и конкурсы были организованы так, что победителем могла стать только одна команда. За победу выдавались весьма ценные по мальчишеским меркам призы. Это подняло дух соперничества, взаимной неприязни и презрения до предела. Напряжение нарастало и вылилось в настоящую ненависть. Сначала соперники ограничивались насмешками и бранью, но через несколько дней стали вспыхивать драки. Затем Орлы похитили знамя у противников и сожгли, в ответ Гремучие змеи совершили налет на лагерь Орлов и устроили там погром. Началась хоть и маленькая, но вполне настоящая война. Друг друга мальчишки называли не иначе как трусы, зазнайки, слабаки, подонки, а иногда еще покрепче. Причем каждая группа была уверенна в низких качествах противника, свои же качества полагали превосходными.
На последнем этапе Музафер Шериф создал серьезные ситуации, в которых требовалось сотрудничество от обеих групп. Сначала сломался водопровод, а потом машина, подвозившая продукты. После совместной работы вражда почти исчезла, а границы между группами растворились.
Аналогичные ситуацию возникают постоянно и без всякого экспериментирования.
В одной археологической экспедиции было две группы подростков того же примерно возраста. Одна группа работала в первую смену (до обеда) и называла себя Индейцы (копали стоянку каменного века). Другая работала после обеда и по аналоги звалась Гарнизон. Некое легкое презрение, ощущение, что свои лучше, было с самого начала, но потом возник конфликт, казалось бы, на пустом месте. Индейца вставали в шесть, делали пробежку в одних набедренных повязках, а потом окунались в реку. Гарнизон вставал в семь и тоже бежал к реке, но при этом в штанах и курточках. Тропа к реке проходила мимо лагеря индейцев, которые как раз завтракали с чувством собственного превосходства. И кто-то крикнул «Бледнолицые – слабые женщины! Бояться холода! Скво!» Этого было достаточно для вскипания на редкость серьезной вражды и соперничества, в которое оказались втянуты даже взрослые, в том числе и научное руководство проведением раскопок. Впоследствии ушло много сил и времени на обуздание полыхавших страстей.
Парохаилизм – приверженность своей группе – у нас в крови, в нем истоки и фашизма, и патриотизма, и разборок футбольных фанатов, и убийств, совершенных скинхедами, и ненависти к людям другой расы, веры или просто непохожим на нас.
В древности этот инстинкт был абсолютно необходим для выживания, а сейчас стал той деструктивной силой, что заставляет террористов взрывать автобусы, солдат расстреливать детей, фанатиков забивать камнями женщин и вешать гомосексуалистов на площадях.
Но ведь так хочется объединиться, почувствовать рядом надежное плечо товарища, а для этого нужен всего лишь общий враг…