0
Дети-монахи – явление экзотическое для европейского общества, однако весьма распространенное в странах, где исповедуют буддизм. В Южной Корее и Таиланде для мальчиков это монашество временное, детей отправляют в монастырь так, как мы отправляли их в пионерские лагеря. Часто монастыри – это единственный приют для сирот и единственная возможность получить хоть какое-то образование для бедных деревенских детей. Как ни странно, мы почти ничего не знаем о буддийской педагогике и о жизни мальчиков-монахов. Видимо, проникнуть во внутреннюю, сакральную и скрытую жизнь таких монастырей было не слишком просто для европейских этнографов.
Как правило, отцы мальчиков и сами в были послушниками в детстве, поэтому стремятся и своих ребятишек приобщить к этой древней культурной традиции. Посвящение в монахи – весьма торжественная церемония, на которой мальчику бреют голову и он надевает особый монашеский наряд, чем-то напоминающий римскую тогу, только яркого малинового, оранжевого или серогог (в Корее) цвета. На эту церемонию приглашаю родителей, как у нас на отчетные концерты учеников музыкальных школ.
Буддийским монахам запрещено работать, пропитание они добывают милостыней. Каждый день утром юные монахи под руководством более старших отправляются в город, нагруженные специальными сосудами для пищи. Население буддийских стран уже выстраивается в очередь – желающих накормить монахов и их малышей хватает с излишком. Не последнее место среди подающих занимают родители – забавно смотреть, как они нагружают детей пищей, а потом и сами доставляют в монастырь, так ребенок просто не способен сам донести все съестные припасы.
Живя в монастыре, мальчики усваивают основы буддизма, приобщаются к медитации, в некоторых странах – к традиционным единоборствам, таким, как тайский бокс. Если в густонаселенных богатых районах монастыри становятся своеобразной достопримечательностью для туристов, то в далеких глухих деревнях это школы и приюты, единственное место, где ребенка накормят досыта и научат хотя бы читать и писать. Таких крохотных монастырей – взрослых монахов там всего несколько человек – огромное количество, чуть ли не столько же, сколько самих деревушек.
Как живут мальчики в монастыре? Там довольно-таки строгий режим, очень ранний подъем, много учебы. В богатых монастырях у детей свои комнаты, компьютеры, у более старших монахов – возможность обучаться в университетах. В таиланде юные послушники обслуживают взрослых – убирают, готовят пищу, однако во многих монастырях для этого существуют кэмпинг-бойз – мальчишки, нанимающиеся в монастырь в качестве прислуги и не имеющие отношения к монашеству. Конечно, дети есть дети, им хочется играть и шуметь, и с этим приходится мириться даже в монастырях.
Однако на Цейлоне (Шри-Ланка) традиции и верования предусматривают несколько иное. Там отдают мальчиков в монахи пожизненно – обратного пути уже нет. Таким образом, родители определяют будущее своего малыша без всякого его согласия. Некоторые подростки, не желающие провести всю жизнь в послушничестве, бегут в Таиланд, где впоследствии часто работают проститутками или начинают воровать и попрошайничать.
Мальчик-проститутка в Тайланде
Надо заметить, что основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни) был женоненавистником, поэтому любые сексуальные контакты с женщинами или самками животных – тягчайшее преступление, за которое выгоняют из монахов навечно. Однако никаких особых предписаний о гомосексуальном сексе основатель буддизма не оставил. Поэтому гомосексуальные контакты не караются столь сурово – достаточно простого покаяния, но, видимо, можно и без него. Известно, гомосексуализм процветает в среде монахов, особенно часто старшие монахи используют молодых послушников. О разврате, царящем в буддийских монастырях, ходят легенды, непристойными картинками и надписями о жизни монахов изукрашены все общественные туалеты.
О гомосексуальных контактах между мальчиками и монахами рассказал еще Клод Леви-Стросс, наблюдавший, как буддийский бонзы спали вместе с юными послушниками и ласкали их ночью. Не так давно профессор Gananath Obeysekara (Шри-Ланка) выступил с заявлением о том, что в закрытых монастырях острова мальчики сожительствуют со взрослыми монахами, но проникнуть в тайну этих отношений почти невозможно. Во-первых, монастыри – это святыни и важнейший элемент культуры. Общество не желает разрушения ореола святости и преклонения. Кроме того, мальчики становятся монахами пожизненно, а потому вовсе не спешат разглашать, что происходит внутри монастырских стен и келий, где им предстоит провести всю жизнь.
Надо заметить, что ситуация в основном муссируется в христианских странах, ибо в самом буддизме отношение к гомосексуальности и педофилии несколько иное. Известно, что в буддийских монастырях средневековой Японии гомосексуальные контакты между взрослыми и молодыми послушниками (а также между взрослыми и молодыми самураями) почитались чуть ли не священными. Поэтому попытка навязать буддийскому миру христианскую мораль вряд ли окажется успешной, тем более и христианские монахи в этом отношении отнюдь не отличаются целомудрием. Однако то, что для буддиста вполне приемлемо, для христианина – смертный грех.
И все же нельзя не поддержать призыва профессора Gananath Obeysekara изменить законы и запретить отдавать детей насильно в монастыри на Шри-Ланке. Ведь обрекать ребенка на фактически тюремную жизнь закрытой мужской общины без возможности познать радости любви, семьи, отцовства – как минимум жестоко.