5
Помню, был у нас в школе живой уголок с мышками, хомячками, рыбками и кроликом. Окончание школы мои одноклассники решили отметить жаренной крольчатиной. Нет, это не были какие-то извращенно-жестокие дети. Наоборот, класс был продвинутый, биологический, многие нынче занимаются охраной природы или работают в зоопарках и заповедниках.
Кролика зарезали, и это кончилось огромным скандалом. Взрослые не смогли понять и принять, как дети убили того, за кем ухаживали целый год.
Общим для современной культуры стало отношение к животным. Домашних питомцев любят. Если же судить по количеству ресурсов в сети, то домашних питомцев любят намного больше детей. Во всяком случае, если речь идет о бездомном ребенке и брошенном котенке, у котенка в несравненно больше шансов. Свое безразличие к детям мы прикрыли государственной заботой, спихнув проблемы со своих плеч в руки чиновников. Лишь бы брошенные дети не попадались нам на глаза, вызывая диссонанс у спящей совести.
Однако так было не всегда. В древнем мире животное было не питомцем, а важным источников пищи и меха. Особенно меха, так как мясо все же занимало не настолько важное место в рационе. Это сейчас можно пойти в магазин и приобрести себе любую шубу на выбор. В палеолите не было иного способа добыть одежду, как убить зверя. Поэтому питомца хорошо было вырастить, а уж потом содрать с него шкуру. И сшить шубу или шапку.
Выращивали питомцев детишки. Очень часто они же потом и убивали. Во всяком случае никто не пытался беречь их нежную психику, да и отношение тогда было к домашним питомцам иное. Это можно наблюдать и сейчас, в племенах аборигенов, где нет и тени нашей сентиментальности. Нет, питомцев любят, особенно пока они маленькие. Но потом преспокойно убивают и едят.
А вот бездомных детей у туземцев не бывает. Ребенок может уйти в любую семью даже при живых родителях. Как-то один австралийский абориген решил убить свою двухлетнюю дочку, так как жена умерла, а ему не хотелось возиться с ребенком. Убийство маленьких детей – право родителей, и, однако женщины пришли в ужас. Все предлагали взять девочку себе, однако папаша уперся. И тогда сердобольные дамы побежали к антропологу, который выменял жизнь ребенка на ружье. Надо заметить, что исследователь был несколько удивлен – все ужасались убийству ребенка, однако вели себя так, как будто помешать этому было невозможно.
Вот здесь коренное отличие туземного общества от цивилизованного – мы любим кошечек и собачек, они же детей, как своих, так и чужих.
В 90-е у нашего метро поселилась стайка мелких беспризорников. Грязные до черноты, они бегали и… играли, дети все же. Был ноябрь, было холодно, и ночевали детишки в заброшенной старой легковушке. Иногда, если удавалось, в подвале. Странно было видеть, как тысячи людей идут мимо. В Нью-Йорке провели интересный социальный эксперимент, когда десятилетний мальчик, раздетый, на холодном осеннем ветру (- 12 градусов!) просил помощи. За два часа к нему не подошел никто. В конце концов только чернокожий бомж отдал ему свою куртку – «мы, бездомные, должны помогать друг другу».
Вас накачивают ежечасно и ежеминутно сладкими соплями про любовь к детям. Зачем? Ведь любить детей – это так естественно, об этом не стоило бы даже вести разговор. Если бы детей действительно любили. Скольких вы усыновили? Правильно, никого…
Любовь к питомцам, казалось бы, надо только приветствовать. Я сам не могу пройти мимо брошенных котят и щенят. Но почему же мы так бесконечно равнодушны к детям?