0
Государственные детские организации — важный признак тоталитарных обществ. Начинается все с «правильных» учебников для школ и уроков православия, закончиться может национализацией детстваНовый мегапроектВ России появятся новые пионеры: президент Владимир Путин подписал указ о создании «Российского движения школьников».
Как показывает практика, на имиджевые проекты власти стараются не жалеть средств даже в кризис. На 2018 год у нас запланирован чемпионат мира по футболу, а вот вакансия мегапроекта 2017-го юбилейного года пока открыта. Если мы только в традициях постмодернизма не планируем всерьез отмечать еще и столетие русской революции, как предлагал министр культуры Мединский. Так почему бы в самом деле не организовать серьезную всероссийскую пионерию к круглой дате? Так, чтобы с первичными организациями в каждой школе и многотысячными съездами в столице — в лучших традициях тоталитарных режимов XX века.
Некоторые российские педагоги считают, что аналог пионерской организации, существовавшей в СССР, нам необходим. Дескать, школа не справляется со своими обязанностями, учителя перегружены, а родители часто дистанцируются от воспитания детей.
На первый взгляд, аргументация может выглядеть вполне убедительной. Тем более, что идея пионерской организации изначально была заимствована у скаутского движения, которое появляется в Великобритании в 1907 году и быстро стало популярным во всем мире, в том числе и в дореволюционной России. Правда, если приглядеться, то отличий у скаутов и пионеров больше, чем общих черт. Скаутская организация добровольна и решение об участи в ней детей принимаются семьями. Кроме того, скауты — это общественное движение, которое не ставит перед собой задачу по реализации той или иной государственной политики.
Эволюция детстваВ отличие от скаутского движения, как и других подобных общественных структур, у государства в отношении детства всегда есть свои собственные задачи. Пионерия в советском стиле де-факто принудительна, а задача такой организации состоит в том, чтобы с детства приучать будущих граждан к идее коллективной ответственности и нагружать детей идеологией. В общем, государство плохой инструмент для организации детства, именно поэтому в развитых странах аналогов государственных пионерских организаций не существует.
Чтобы прояснить этот тезис, нужно разобраться с некоторыми идеями современной культурной антропологии. Понимание статуса ребенка может отличаться от культуры к культуре. Филип Арьес в своем знаменитом исследовании «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» доказывает, что в досовременном обществе к детям относились как к маленьким взрослым. Девочек и мальчиков наряжали во взрослые костюмы в соответствии с полом, дети с раннего возраста начинали работать.
Идея детства как особого состояния приходит вместе с буржуазным обществом и развитием институтов современности: гражданства, нации, всеобщего образования. К XVIII веку в Европе и будущих США возникает культура детства, к которой мы привыкли. Ребенок в ней рассматривается как особое существо, он наделен внутренним достоинством и особой картиной мира. Детство в современных обществах западного типа отделяется от мира взрослых и предполагает защиту от забот и тревог. Именно отсюда, к слову, идет особая практика защиты прав детей — против жестокого обращения или сексуальных домогательств. (Все это верно, только подобная концепция детства ничего хорошего западному обществу не принесла - прим.Wildkids) В досовременном обществе преступлений против детства как отдельной юридический категории не существовало.
Пропаганда с пеленокВпрочем, в тоталитарных режимах, выступавших под лозунгами борьбы с западным миром и переустройством общества по «правильному образцу», дети снова стали маленькими взрослыми, которых следовало с малых лет учить «великим ценностям». В нацистской Германии, сталинском СССР, коммунистическом Китае времен Мао появляются централизованные детские организации, задача которых — «готовить детей ко взрослой жизни», превращать их в строителей коммунизма или истинных арийцев. Детство перестает быть частным делом семьи и объявляется частью большого общественного проекта — по построению «совершенного общества». Под эти задачи создаются специальные общественные институты — в частности пионерская организация и его аналоги. В этом смысле сама идея создания новой пионерии может быть прочитана как симптом.
Виктор Клемперер, лингвист, и автор знаменитой книги о языке Третьего рейха, писал, что неизбежность краха нацистского режима он осознал, когда увидел свастику на детском мяче. Когда государство не может оставить детей и их родителей в покое, и пытается навязать им определенный «проект», это означает, что в буквальном смысле слова больше не существует ни одной сферы человеческой жизни, которые не регулировались бы государственными институтами.
В эту же логику укладываются и другие последние государственные инициативы — например, проект «единых учебников» или внедрение уроков православия в школах. Здесь важно увидеть не отдельные факты, которые могут нас возмущать, но картину целиком, стратегию. Национализация детства — это следующий шаг в наступлении на общественную жизнь в России.
Многочисленные попытки поставить детство под ружье, заставить детей быть «юными коммунистами» или «юными сторонниками традиционных ценностей» провалились в XX веке. Дети слишком живые, чтобы всерьез верить в бюрократию, которая пыталась превратить их жизнь в казарму.
Провалится и проект новой российской пионерии. Поскольку российское государство крайне неэффективно даже в качестве «автократа», то в нашем случае вся пионерия может свестись к одному-двум хорошим фуршетам для начальников пионеров. Тогда нам стоит вздохнуть с облегчением: ответственность за детей останется на наших собственных плечах.
Кирилл Мартынов, публицист
http://www.rbc.ru/opinions/society/09/11/2015/564077f39a7947192ee01af8Хорошо или плохо создание детской организации - вопрос спорный. То, что государство провалит проект, несомненно - чиновник не способен на продуктивную деятельность. Но работать с детьми чиновники не будут. А те, кто будут, вовсе не обязательно сочтут необходимым проводить в жизнь идеи "партии".
Вспомним, что в СССР лучшие детские коллективы создавались на базе пионерии, хотя фактически почти ничего общего с ней не имели. Крапивинская "Каравелла", устиновская "Тропа", лишинский "Дозор", городской пионерский штаб Аззявы - все это было живым и необходимым детям. Не говоря уж про туристические клубы, театры, где играют дети, секции скалолазания и многое другое. Да и сама система домов и дворцов пионеров родилась из пионерии. Бесплатные кружки, детские клубы, секции, театры - все это сейчас на грани закрытия. Так может быть новая пионерия родилась очень вовремя?
Детство, отделенное от мира взрослых - кошмар запада, чтобы понять эту страшилку, просто посмотрите их фильмы. Непонятно, как там дети вообщи выживают. От взрослых ребенка изолировать можно, но кто тогда защитит его от других детей? Которые без взрослых образуют звериные стаи и с радостным гиканьем травят не только тех, кто слабее, но и тех, кто просто не похож на других.
Хотелось бы напомнить, что западный вариант - далеко не единственный. Античные государства уделяли массу сил воспитанию детей, считая это главной своей задачей. Не менее важной, чем оборона страны. И добились на поприще воспитания удивительных успехов, которые до сих пор не удалось повторить ни одному современному обществу.
Так что пусть дают деньги. А с детьми будем работать мы. Так, как считаем нужным.