0
Джоэл Хейли Осмент... Бешенная популярность этого пацана для меня загадка. Бывали в Америке и намного более талантливые, и более симпатичные мальчишки. Те же Вуд и Калкин, например. Актерские работы Осмента никогда не достигали той глубины, на которую способен был юный Элайджа Вуд. И тем не менее весь мир буквально влюблен в этого белокурого мальчика с голубыми глазами.
Карьера Осмента началась в пять лет с рекламы Пицца-хат. Надо сказать, что в актерскую деятельность Осмента втянул отец, профессиональный актер. Мама Джоэла была категорически против. Но однажды, когда мама уехала на пару дней погостить к сестре, папа тайком увез малыша на кастинг для рекламы пиццы. Они очень долго ждали своей очереди, и Джоэл стал проситься домой, даже пустил слезу. Папа отлично понимал, что второго такого случая может и не представиться. Мама уезжала из дома крайне редко. Поэтому он утешил сына, пообещав ему купить новый велосипед, если у них все получится. Джолли давно мечтал о двухколесном байке, считая езду на малышовом трехколеснике позорным для своих пяти лет и двух месяцев. Поэтому вытер слезы и героически ждал еще целых полчаса.
На режиссеров мальчик особого впечатления не произвел, и, как водится, они сказали,что перезвонят. Удрученные папа с сыном отправились домой. Если папу волновала неудача актерской карьеры сына, то Джолли больше переживал по поводу уплывшего из под носа желанного байка. Однако рекламщики поступили неосторожно - показали ролик с пробами Осмента заказчику, директору по рекламе компании Пицца-Хат. И тут впервые сказалось удивительное свойство Джолли влюблять в себя взрослых. Директор потребовал, чтобы в рекламе играл именно этот мальчик. Режиссеры в один голос уверяли, что реклама с Осментом провалится. Директор настаивал. Тогда режиссеры заявили, что мальчик и не хочет вовсе сниматься. Дело в том, что во время проб Джолли замучил всех разговорами про столь желанный байк, который ему неосторожно пообещал папа. На директора довод впечатления не произвел, и режиссеры заявили, что снимают с себя всякую ответственность. Директор согласился взять ответственность на себя, и режиссеры пригласили Джолли на съемки. Правда, на свою беду, они позвонили маме, которая категорически заявила, что Джоэл нигде сниматься не будет, о чем и было доложено директору. Директор, однако, повел себя нестандартно - купил пресловутый байк и в воскресенье явился с визитом, прихватив несколько коробок самой лучшей пиццы. Втроем им удалось уломать несговорчивую маму, причем в переговорах главную роль сыграл сам Джолли. Весь разговор он смотрел на маму полными слез и отчаяния глазами. В последствии, правда, он признался, что боялся как бы толстый дядя не отобрал прекрасный новый байк, если мама не отпустит его на съемки.
Реклама имела успех, а Джоэл с тех пор перестал есть не только пиццу, но даже сыр. Сам он в последствии говорил, что за месяц выполнил норму по поеданию горячих сырных лепешек на двести лет вперед. Следующей ступенькой в карьер Джолли стал фильм Форрест Гамп. На роль юного Гампа требовался ребенок с придурковатой внешностью и похожий на Тома Хэнкса. Осмент подошел идеально. Вскоре Джоэл пробуется в "Звездных войнах" на роль юного Скайвокера. Но не проходит. "Было жутко обидно, - вспоминает Джоэл, - мне страшно хотелось сняться именно в этой роли. До сих пор это один из моих самых любимых фильмов."
Первой большой картиной Джоэла стал фильм "Шестое чувство". Родители были категорически против этой роли - еще бы, кто захочет, чтобы их сын общался с мертвецами. Но Джолли сценарий понравился, а родителям понравился приличный гонорар в 150000$... "Сценарий испугал моих родителей, но они все-таки разрешили мне сниматься. Там очень необычный сюжет. И, вообще, в какие- то моменты я вдруг начинал по-настоящему бояться: шутка ли, видеть тени умерших! И еще. Я не хочу, чтобы моя сестра Эмили смотрела этот фильм. Я думаю, что его нельзя показывать детям".
Дальше роли сыпались на Джоэла как из рога изобилия. Наиболее интересные из них - в фильмах "Богус" и "Незабываемый апрель". В "Богусе" партнером Осмента стал сам Жерар Депардье.
В свои одиннадцать Джолли выглядел лет на семь, что прибавляло ему успеха. Понятно, что работать с одиннадцатилетним мальчиком много проще, чем с семилетним малышом. Поэтому Осменту достаются все роли, где требуется совсем маленький мальчик.
Фильм "Заплати вперед" принес Джоэлу настоящую славу и миллион долларов гонарара. Картина впрямь нетривиальная, с трагическим концом (Юного Тревора убивают). фото Осмента Отсутствие хэппи-энда большая редкость для американского кинематографа. Несмотря на это картина имела огромный успех. Во время съемок Джолли познакомился со Стивеном Спилбергом. И, по своему обыкновению, влюбил великого режиссера в себя. В это время Спилбергу предлагают снимать знаменитую эпопею про Гарри Поттера. Он заявляет, что Поттера будет играть Джоэл Осмет. Его пробуют переубедить, ибо Осмент ну никак на Гарри Поттера не подходит. Но Спилберг уперся намертво - Осмент и все. Продюсеры готовы согласиться, но пришедшая в ужас миссис Роулинг придумывает хитрый ход - она требует, чтобы все главные детские роли играли английские школьники. И тут Спилберг поступает весьма странно - отказывается быть режиссером фильма, обреченного на сокрушительный успех. Отказывается из-за того, что безумно хочет снимать фильм с Осментом! И подбирает специально под Джоэла сценарий. Так родилась картина "Искусственный разум", некий перепев темы Пиноккио на современный манер. Надо сказать, что это не первый американский фильм о мальчике-роботе, ставшем человеком. За несколько лет до того был снят фильм ДЭРИЛ с юным Барретом Оливером в главной роли. На самом деле Осмент не обладал и десятой частью таланта и обаяния Оливера. Никогда ему не сыграть столь сложных оттенков человеческих чувств и отношений. Но, увы, Оливер канул в неизвестность, а Осмент достиг вершины Голливудского Олимпа, отхватив кучу премий и "Оскаров".
Осменту "Искусственный разум" запомнился особенно. С него снимали гипсовый слепок, раздев догола и обмазав гипсом с ног до головы. Созерцание самого себя, вылепленного из воска, произвело на него удручающее впечатление. Ему пришлось учиться двигаться так, будто он механическая кукла. Ему пришлось, изнывая от жары, весь день ходить с толстым слоем воска на лице. Воск имитировал пластик. фото Осмента Джоэл вспоминал, что под воском страшно чесалась кожа, а почесаться было нельзя, не повредив грим. И приходилось терпеть.Спилберг заставил его весь фильм таскать тяжеленного механического медвежонка. Ему пришлось участвовать в сложнейших подводных съемках и он даже чуть не утанул по настоящему, когда Спилберг привесил на мальчика груз и пустил его на дно. Короче, Спилберг оторвался на всю катушку, и судя по всему, остался весьма доволен. Впрочем, как и Джоэл.
Следующий фильм, в котором снялся Осмент - "Лики смерти". Джоэл окончательно зарекомендовал себя как мальчик для трагического и нестандартного кино. На этом, собственно, и заканчивается детский период Джоэла Хейли Осмента.
Андрей Радищев
РЕЦЕНЗИЯ на фильм "Искусственный разум"
О, ребята, это такая история, такая история... Вокруг нее было очень много шуму. Потому что задумал ее еще великий Стэнли Кубрик. Да и задумал аж в 69 году и тридцать лет потихоньку готовился к съемкам. К сожалению, когда было уже почти все готово, Кубрик ушел из жизни. Но его друг, Стивен Спилберг, подхватил упавшее знамя и в память о великом режиссере воплотил эту его задумку. Поэтому я как бы в недоумении. С одной стороны, я люблю Кубрика, а этот фильм, вроде как, сделан в память о нем. С другой, это фильм не Кубрика, а Стивена Спилберга (а это совсем не одно и то же), и нам его предлагают как самостоятельное произведение, а вовсе не как исключительно дань памяти. Причем это самостоятельное произведение идет больше двух часов, а за такое время нам с котом Бубликом эта величественная картина настолько истрепала все нервы, что я не могу удержаться от того, чтобы не высказать все, что я о ней думаю. Ведь почтить память Стэнли Кубрика я могу каким-нибудь другим образом. Например, пересмотрев мой любимый "Заводной апельсин" или менее понятный, но тоже классный "Широко закрытые глаза". В конце концов, я просто повешу портрет Кубрика на стену и буду на него смотреть, вспоминая Мэтра. Но я не буду чтить память Кубрика фильмом "A.I.", потому что... А вот почему - сейчас изложу подробно.
Земля, недалекое будущее. Глобальное потепление вызвало всяческие катаклизмы, в результате чего Нью-Йорк доконали окончательно. Профессор Аллен Хобби (Уильям Харт), занимающийся роботехникой, сконструировал робота, способного, как утверждает профессор, любить. То есть робот настроен на привязанность к определенным человеческим особям. Так, по крайней мере, сделана его программа. Ну как если бы кофеварка внезапно полюбила своего хозяина и отказывалась бы готовить кофе любым другим особям. Этого робота, который выполнен в виде самого настоящего маленького мальчика, разговаривающего с привидениями (его играет самый тоскливый и жалостливый мальчик всех времен и некоторых народов - Хэйли Джоэл Осмент), профессор запускает в семью, где маленький сын лежит в коме уже несколько лет. Профессор считает, что такой семье будет легче полюбить эмоциональную кофеварку, чем какой-либо другой. Но, как и ожидалось, особой любви не происходит, потому что мамаша (Фрэнсис О'Коннор), в отличие от Спилберга, не проникается человеческими чувствами к этому железному чудовищу, бродящему за ней по пятам, хоть он и выглядит как самый настоящий слезливый мальчик. Кстати, кофеварка тоже не сразу воспылала к маме нежными чувствами. У нее надо было сначала активизировать подпрограмму, отвечающую за нежность чувств к конкретным особям. Только после этого, когда тетка произнесла: "Крибле, крабле, бумс, бля", кофеварка вдруг поняла, что именно эта тетка - его настоящая мама, которую можно дергать за волосы и задавать ей идиотские вопросы из серии: "почему вода мокрая?", "почему небо голубое?", "почему число "пи" равно 3,1415926536", а также "почему при решении уравнений третьего порядка методом Берстоу очень важно правильно подобрать стартовые коэффициенты?"... Но тетка почему-то так и не смогла проникнуться чувствами к любвеобильной кофеварке. Тем более, что ее настоящий сын вышел из комы и тоже не стал фанатом своего нового маленького дружка. Опять же, у маленького дружка наблюдаются какие-то странные сбои в программе. То он маме ножницами в глаз пырнул (этому профессору, конечно, надо руки оторвать), то живого сыночка почти полностью утопил...
Короче говоря, любвеобильная кофеварка не пришлась ко двору простых человеческих существ. Правда, кофеварка умеет не только любить, но и логически мыслить, хотя логика у нее, конечно, не машинная, а какая-то человеческая: мама как-то прочитала кофеварке сказку о Пиноккио, и робот решил, что если он сам найдет фею с голубыми волосами, то фея превратит его в самого настоящего мальчика, и мама его наконец полюбит и перестанет обижаться на ножницы в глаз и на то, что он немного утопил ее реального сынульку. (На этом месте мы с котом Бубликом зарыдали навзрыд... Правда, потом оказалось, что Бублик просто захрапел.) Но тут уж сердце мамы не выдержало! При мысли о том, что кофеварка притащит в дом Голубую фею, которая прямо в их квартире произведет процесс очеловечивания кофеварки, сердце мамы огрубело, она схватила псевдомальчика в охапку, сунула его в машину, отвезла в лес и бросила там на съедение процессу окисления металла. (Эта сцена снята с таким внутренним трагизмом, что я быстро сбегал на кухню и на всякий случай погладил свою кофеварку по блестящему боку.)
Конечно, все эти сложные этические вопросы можно было бы решить по- другому, будь профессор, создавший эмоциональную кофеварку, чуть менее криворук, однако профессор такого наваял, что кофеварку действительно лучше закопать где-нибудь поглубже в лесу. Почему? Да потому что профессор ни черта не смыслит в программировании! Он, видите ли, сделал так, что если настроить кофеварку на какую-нибудь конкретную человеческую особь, то программу больше изменить нельзя. То есть если эта особь не захочет полюбить опасную для жизни кофеварку, то ее, кофеварку, надо будет расплавить, как уже ни на что не годную. Вот такое идиотское расходование средств. А этот профессор, заметьте, получает бюджетное финансирование, и мне, как налогоплательщику, смотреть на это все было очень неприятно. Кроме того, профессор также оказался никудышным конструктором! Знаете, что он сделал с машиной стоимостью в черт знает сколько миллионов долларов? Он ее сконструировал так, что если машина запихает себе в рот пучок шпината, то это выведет из строя все микросхемы в ее пузе. Думаете, когда это выяснилось, профессора расстреляли за сортиром? Черта с два! Доктора просто вычистили у кофеварки из пуза весь шпинат, перепаяли микросхемы, а мамочка стояла рядом, держала кофеварку за руку и говорила: "Потерпи, милый, еще один микрочип перепаяют - и все"! Тоже редкостная по трагизму сцена.
Ну а после этого начались скитания несчастной кофеварки по миру жестоких людей. Ему даже пришлось присутствовать на шоу, устроенным сектой "За мир без устаревших роботов", где производились жуткие зверства: электрическим чайникам отрывали шнуры, у компьютеров зверски выдиралась память, а человекообразных роботов казнили жуткими казнями, примерно как первых христиан. Но кофеварку спас мальчикообразный внешний вид. Возбужденная публика не поверила, что он робот (все люди в этом фильме на редкость непоследовательны), поэтому паренек сбежал вместе со своим другом - человекообразным вибратором-удовлетворителем Жиголо Джоем (Джуд Лоу), и они отправились в затонувший Нью-Йорк искать фею с голубыми волосами, чтобы она превратила кофеварку в настоящего мальчика, которому шпинат не пережигает микросхемы. Ну а дальше... Дальше все очень просто. Кофеварка будет две тыщи лет трогательно молить скульптуру феи сделать его настоящим мальчиком, а зрители будут две тыщи лет рыдать, глядя на эту "трогательную картину". Потом инопланетные крокодилы прилетят в голубом вертолете и воссоздадут мальчику его маму из случайно оказавшегося у мальчика маминого глаза, пардон, локона волос. Однако воссозданная мама окажется очень нестойкой (инопланетяне, вероятно, так же криворуки, как и профессор), поэтому проживет всего один день, после чего в слезах и соплях всего зала умрет вместе с кофеваркой, который за две тыщи лет, проведенных на дне океана, не только не исчерпал свои энергоресурсы, но даже и не поцарапался. Аминь. Все рыдают так, что спинки и сиденья кресел после сеанса приходится сушить феном. Ну или дрыхнут так, что болты кресел приходится все время подкручивать. Короче говоря, кинотеатрам от этой потрясающей картины - сплошные убытки.
Что интересно, этот фильм неплохо задуман и вполне прилично снят. Ведь Спилберг - это хоть и не Кубрик, но режиссер тем не менее вполне неплохой. По крайней мере, обычно он знает, что делает, и умеет давить на всякие невидимые пупочки, вызывающие у человеческих особей сентиментальные чувства. Так что это первый хороший фильм, который у меня вызывал стойкое чувство отвращения. Почему? Да потому что у меня он, вероятно, надавил не на ту пупочку. Между прочим, я, как и всякий закоренелый циник, в душе очень сентиментален! Крайне сентиментален! Я люблю сказку "Русалочка" и всегда плачу, когда ее читаю. По крайней мере лет в 12 я плакал навзрыд - точно помню! Я и сейчас могу расчувствоваться просто так - например, увидев, как этот пушистый мерзавец, кот Бублик, спрыгивая с подоконника, приземляется не на четыре лапы, а на левое ухо. Однако вся эта безумно слезливая история о кофеварке, которая была запрограммирована любить, меня невероятно раздражала. Просто потому, что прием довольно дешевый. Нельзя давить на одну эмоциональную составляющую. Надо давить хотя бы на две - тогда будет определенная цельность и в изложении, и в восприятии. А здесь весь фильм идет на каких-то совершенно истерических эмоциях, оставляющих крайне гнетущее впечатление. Более того, этот фильм вовсе не производит впечатление доброй сказки (хотя задуман он был именно так). Я не знаю, какие эмоции испытывают дети, но даже я после просмотра этой картины был вынужден посмотреть пару выпусков "Летающего цирка Монти Пайтон", чтобы снять подавленное и раздраженное состояние. Похожие чувства у меня обычно возникают после общения с крайне истеричной и неуравновешенной особой, которая пытается повесить на меня все свои идиотские проблемы. Но особу я могу вежливо послать куда подальше, а фильм пришлось смотреть весь целиком, чтобы написать рецензию. Честно говоря, без этого я бы картину выключил после первых двадцати минут. Тем более, что вся первая часть фильма - проживание кофеварки в "мамочкиной семье" - это полный кошмар. Чуть веселее становится, когда парня все-таки выставили из дома, и он путешествует с роботом-жиголо, однако все эти нарочитые страдания "первых христиан" - роботов, снятые также достаточно истерично и натуралистично, раздражают не меньше, чем все эти слюни-сопли в мамочкиной семье.
Один классный персонаж в этом фильме - робот-жиголо Джуд Лоу! Из-за него я даже чуть-чуть примирился с этой картиной. Честное слово, этот персонаж достоин отдельного фильма! Но только не давайте его снимать Спилбергу, умоляю вас!
Думаете, я не люблю Спилберга? Люблю. В смысле, что мне нравятся некоторые его фильмы. Я даже с симпатией отношусь к его сентиментальным фантастическим мелодрамам, вроде "Поступил без батареек". Но этот "Искусственный разум" - я вас умоляю! Тяжелая, гнетущая, истеричная картина с этим истеричным мальчиком (кстати, в лицензионном варианте он еще и озвучен совершенно ужасным мальчишеским голосом), которая лично у меня вызвала стойкое раздражение от начала и до конца. По-моему, детям этот фильм смотреть просто противопоказано. Никакая, к черту, это не красивая и добрая сказка. Это какая-то вивисекция, честное слово! Берегите детей, ребята, берегите детей! Даже взрослый дядя Экслер с трудом пережил эту картину, а у детей может наступить психологический коллапс.
Кстати, я не шучу... Говорите - этические проблемы, вопросы искусственного интеллекта? Конечно, если сильно постараться, то можно и отсюда выдернуть несколько общих положений и долго рассуждать на эту тему, что и делают некоторые критики. Но я не хочу им уподобляться. Нельзя подобные вопросы рассматривать таким образом. Намного лучше почитать старика Исаака Азимова. Вот он хорошо знал, что и зачем писал. А вот зачем Спилберг снял этот фильм - я так и не понял. По-моему, ему требуется помощь психоаналитика. Нельзя "добрые сказки" снимать таким образом.
(c) Alex Exler
Фильмы с Джоэлом Хейли Осментом: