0 Маколей Калкин и Элайджа Вуд - два самых знаменитых юных актера Америки 90-х. Судьба их сложилась совсем по-разному. Громадная популярность Калкина затмила звезду гораздо более талантливого Элайджи. Юному Элайдже доставались более сложные роли, но в фильмах, рассчитанных на серьезного зрителя. Он практически не играл в легком и детском кино. Ему доставались не лучшие режиссеры, которые просто не справились с талантом мальчика, не смогли выжать из юного Вуда все, на что он был способен. Фильмы с Вудом не имели кассового успеха, а зачастую и проваливались. При этом все отмечали его великолепную игру чуть ли ни как единственное достоинство картин. Пратически все премии "Лучший Юный Актер года" доставались Элайдже. Если Калкина знала весь мир, то Элайджа был известен лишь среди режиссеров да гурманов нестандартного кино. Лишь фильм "Властелин колец" принес Элайдже заслуженную мировую славу. Примерно в это же время Макколей Калкин ушел из большого кинематографа. Калкин стал наркоманом и гомосексуалистом, умер молодым.
Элайджа Джордан Вуд родился 28 января 1981 года в городке Седар Рэпидс, штат Айова. В шесть лет Эл пошел в школу, и спокойствие родителей кончилось. Бурлящая в мальчике энергия приводила учителей в ужас. Элайджа не мог и не хотел высиживать длинные уроки. На него посыпались пачки "неудов". Мама поняла, что с сыном надо что-то делать - косная школьная система легко могла его попросту сломать. Какой учитель вынесет, чтобы на его уроках ученик вставал и ходил по классу, а если его выставят в коридор - пел под дверью, пародируя изветных американских певцов. В это же время Эл начинает петь в школьном хоре и выступает в школьном спектакле. И это у него получается великолепно. Мама ведет мальчика на кастинг фотомоделей, естественно, Элайджу берут с распростертыми объятиями. Его фотографии начинают мелькать на обложках глянцевых журналов в шмотках от популярных модных агентств.
Через полгода мама везет мальчика на международный конкурс актеров и моделей в Лос-Анджелес. Элайджа на конкурсе выступает с монологом Гекльберри Фина. Неожиданно в том месте, где надо смеяться, мальчик плачет. Председатель жюри Гэри Скальцо потрясен как новой трактовкой текста, так и настоящими слезами, текущими по лицу маленького Эла. Мальчик и сам не знает, отчего заплакал там, где не положено. "Наверно, я провалился" -, думает Эл, впрочем без особого сожаления. Но в это время мама уже заключает контракт со Скальцо. фото Элайджа Вуд
Для семилетнего мальчика начинаются тяжелые дни. Актерское мастерство, речь, пластика, тренинги идут с утра и до вечера. Мама с детьми переезжает в Лос-Анжелес, бросив папу в Айове. В ее жизни все подчинено актерской карьере сына.
Папа вскоре уходит от них. Трудно жить с женщиной, для которой не существует ни семьи, ни дома, ни мужа - один Элайджа царит в ее мыслях. Эл тяжело пережил разлуку с отцом. Его уход из семьи он воспринял как предательство. Может быть именно это и помогло ему так убедительно сыграть в фильмах "Рай" и "Вечно молодой" мальчишку, оставшегося без отца.
Через полгода выходит видеоклип с участием мальчика. Потом ряд второстепенных ролей в телевизионных фильмах. Наконец, первая большая роль в фильие "Авалон". Дальше следует главная роль в фильме "Рай". Впервые мы видим настоящее актерское обаяние крохотного Эла. Сентиментальная лента, в которой Элайджа играет маленького мальчика, помогшего двум взрослым пережить страшную трагедию - потерю собственного ребенка. В картине проявилось новое свойство юного актера - своим обаянием в фильме он отодвинул на задний план всех остальных, взролых и детей.
В 1992 году Элайджа снимается в главной роли в фильме "Радиопилот" (в российском кинематографе - "Стремящийся ввысь"). Это, пожалуй, единственный по-настоящему хороший фильм с юным Элайджей. Два брата делают маленький самолет, чтобы улететь от жестокого отчима, издевающегося на младшим из них. Фильм настоящий, без обычной американской дешевки, с довольно нестандартным сюжетом. Своим успехом фильм целиком обязан Элайдже. Замените его - и смотреть будет нечего. Режиссер выжал из мальчика все, на что тот способен. Удивительная мимика, выразительные глаза - на Эла нельзя смотреть без смеха и умиления.
Следующим фильмом Элайджи станрвится картина "Вечно молодой". Режиссер, зная удивительное свойство Эла переключать все внимание зрителя на себя, подбирает ему в партнеры звезд первой величины - Мэла Гибсона и Джейми Ли Кертис. Опять мальчик проявляет все свое природное обаяние. Эл просто великолепен. Можно сказать, что он затмил и Кертис, игравшую его маму, и самого Гибсона. Сюжет фильма - немного фантастическая и типично американская мелодрама. Замороженный в криогенной установке в 30-е годы летчик попадает в наше время, освобожденный игравшими в заброшенном военном ангаре мальчишками. Один из мальчишек ( Эл Вуд), растущий без отца, прячет летчика в своем игровом доме на дереве. Летчик и мальчишка привязываются друг к другу, но страшная болезнь - моментальное старение - поражает летчика и в течении дня он из молодого мужчины превращается в девяностолетнего старца. Мальчик помогает летчику исполнить последнее свое желание... По ходу фильма Элайдже пришлось не только летать на самолете, но и управлять настоящим старинным бомбардировщиком.
Две следующие ленты Эла провалились. В "Хорошем сыне" режиссер собирает двух самых звездных мальчишек америки - Макколея Калкина и Элайджа Вуда. Сам по мебе фильм не так плох, но режиссер, увлекшись Калкиным, совершенно "забывает" о Вуде. И вместо обаятельного пацана мы видим перепуганного мальчугана с выпученными глазами. В отличие от роли Калкина, сыгранной блестяще, роль Вуда плоская и не выразительная. Фильм провалился, так как зритель не принял Калкина в образе маленького монстра - убийцы.
Также проваливается фильм "Приключения Гекльберри Финна", опять же по вине бездарного режиссера. Оба эти фильма доказали, что с маленьким Вудом надо уметь работать. К слову сказать, Элайджа в свои тринадцать выглядит много моложе и играет девяти-десятилетних пацанов, что вообще типично для звездных мальчиков.
Следующий фильм - "Норт" в паре Брюсом Уиллисом. Фильм бездарный, с дурацким сюжетом, опять провал. И опять критики единственным достоинством фильма называют игру Вуда.
Фильм "Война" - серьезная лента о подростках. Пожалуй, самый лучший фильм за детскую карьеру Вуда. С полей сражения во Вьетнаме возвращается отец мальчика, он не вполне психически здоров, семья с трудом сводит концы с концами. А между местными группировками мальчишек разгорается настоящая война, по своей жестокости мало уступающая войнам взрослых...
Последний фильм "детского периода" Элайджи Вуда - "Флиппер" с довольно стандартным сюжетом о дружбе мальчика и дельфина. Эл здесь уже не ребенок - подросток. Из-за примитивности сюжета фильм не производит особого впечатления. Эл согласился в нем сыграть только из-за того, что очень хотел подружиться с дельфином.
Дальше начинается взрослый путь Элайджи в кино. В шестнадцать лет Элайджа узнает, что планируются съемки эпопеи "Властелин колец". Он понимает, что роль Фродо создана специально для него. И решает ее добиться во что бы то ни стало. Вместо того, чтобы придти на кинопробы, он организует самостояльно съемки маленького фильма о хоббитах. Приглашает профессионального режиссера Джорджа Хуанга. Вместе с друзьями, в настоящик костюмах и декорациях разыгрывает несколько сцен из книги на Голливудских холмах. И получасовую кассету отдает режиссеру эпопеи Питеру Джексону. Посмотрев фильм Элайджи, Джексон без колебаний утверждает его на роль Фродо. Начинается двухлетний путь Элайджи к мировой славе...
Фактически Элайджу Вуда буквально создала его мать Дебора. Она непрерывно опекала мальчика, присутствовала на всех съемочных площадках, поддерживала и направляла его.
Элайджу, по счастью, не постигла обычная трагическая судьба юных звезд, которые, вырастая, стремительно теряют популярность и становятся никому не нужными. Он выстоял и поднялся к вершине Голливудского Олимпа. Пожелаем же ему дальнейших успехов.