1
Да, в современном мире дети растут как сорняки на свалке. Причем повсюду – и в преуспевающей материально Америке, и в толерантной Европе, и в странах третьего мира. Почему? Для этого давайте поймем, что же такое воспитание детей.
Сейчас можно найти массу статей о воспитании. Вот замечательный женский блог nicelady.ru,
здесь вас гарантированно обеспечат советами как общаться и развивать вашего ребенка. И все же, когда мы говорим о воспитании, мы имеем в виду нечто иное, чем быт и семья.
Под воспитанием подразумевается комплекс технологий, призванных целенаправленно формировать у ребенка понятия добра и зла (система ценностей), навыки общения с другими, отношение к людям, развивать интересы, обучать навыкам. Здесь существенно слово «целенаправленно».
Ребенка никто целенаправленно не учит говорить и ходить. Он осваивает это в силу врожденных механизмов психики, просто потому, что находится среди людей.
Точно также подросток осваивает социальные отношения, просто находясь в обществе. Общество в этом случае выступает не как воспитатель, а как среда, в которой дети существуют. Поэтому в западных культурах вообще отсутствует слово воспитание, как яркий пример – конвенция ООН о правах ребенка, где вместо воспитания употребляется исключительно термин «социализация».
И школа, и семья с точки зрения воспитания являются просто средой существования. Отношения в семье складываются совершенно не целенаправленно, а под влиянием врожденных глубинных эмоциональных реакций, которые правильней назвать инстинктами. Поэтому семейные отношения практически не поддаются коррекции. Родители инстинктивно реагируют на поведение ребенка, ребенок – на поведение родителей. Собственно, о семье и воспитании хотелось бы процитировать Ланцберга:
Ну какое же воспитание в семье, где ребенка "едят" и "ночуют" на халяву! Что-то объясняют? Требуют? Это обучение. Наказывают? Дрессировка. И что бывает, когда он обучаться не хочет и дрессировке не поддается? Есть не дают? Избавляются от него? Не смешите меня.К примеру, долго в научной литературе муссировалась тема отвержения некоторыми родителями своих отпрысков. Такие родители редко целуют, ласкают, обнимают детей, мало интересуются их внутренним миром. Дети отвергающих мам и пап вырастают тоже достаточно холодными людьми. Короче, плохие родители воспитали плохого ребенка. Логично? А вот и нет. На самом деле склонность к теплу, общению, ласке – штука врожденная. Холодные по своей природе дети не стимулируют родителей к проявлению теплых чувств. Естественно, что из таких неприятных детей вырастают не слишком приятные взрослые.
Школа тут не сильно лучше. Во-первых, школьная система заточена под обучение, а воспитанием не занимается вовсе. Необходимо четко различать обучение (образование) и воспитание. Как опять же сказал Владимир Ланцберг:
«Невозможно воспитать слесаря и выучиться на подлеца». Во-вторых, выполняет она свое обучающее назначение из рук вон плохо, убивая познавательный интерес ребенка в самом зародыше. Некоторые школы намного хуже других, а некоторые лучше. Но в природе не существует ни одной хорошей школы. Когда мы говорим «хорошая школа», мы имеем в виду, что эта школа не столь ужасна, как остальные.
Почему школы плохи? Попробую привести понятный пример. Если вы захотите построить автомобиль, вы не станете делать двигатель из дерева, а шины из стекла. Потому, что существуют природные свойства материалов, которые определяются законами физики и химии. То есть законами природы. И вы будете следовать законам природы, а потому создадите шины из резины, а двигатель из металла.
Точно также законы природы определяют врожденные способы познания мира и общества ребенком. Школа не использует эти законы, а наоборот, идет им наперекор. Образно говоря, делает шины из стекла, а двигатель из деревяшки. Результат соответствующий. Поэтому школа – лишь среда взросления, точно такая же, как улица, интернет или телевидение.
Но может быть мы просто не знаем еще законов воспитания, а потому и неспособны их использовать? Нет, эти законы отлично известны, но совершенно не используются ни одним человеческим сообществом.
Так было не всегда. Две с половиной тысячи лет назад воспитание изобрели в античной Греции. Не даром слова «педагог» и «педагогика» древнегреческого происхождения. Успехи цивилизации эллинов были удивительны – ведь именно в там появились наука, литература, драматургия, театр, спорт. Не было бы Эллады – и мы были бы лишены всех современных удовольствий. А также медицины, техники и полетов в космос.
Правда у эллинов были такие методы, от которых любой современный человек сразу грохнется в обморок. Там воспитатель вступал в обязательные сексуальные контакты с мальчиком, ведь и слово педераст – древнегреческое, где пед означает мальчик, а эраст – взрослый наставник. Забавно, что точно также была устроена система воспитания и в первобытном обществе, от которого греки, видимо, и унаследовали свою. В племенах мальчики как бы становились женами у взрослых мужчин, которые не только с мальчиками спали, но и обучали их всему, что умели. И у греков, и у первобытных народов, отношения мальчика с мужчиной считались священными и возвышенными.
Вот первая возможная причина, почему у нас нет воспитания. Как вы себе представляете такое в современном обществе?
Воспитание отсутствовало напрочь в течении двух последних тысячелетий. Ну, если точнее, отсутствовало в «промышленном» масштабе, так как периодически появлялись на свет всякие Песталоцци и писали свои труды.
В современном обществе воспитание изобрел отнюдь не Ян Амос Каменский и даже не Януш Корчак, а писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон в 1900 году. Изобрел, надо сказать, совершенно случайно. Местные мальчишки громили его усадьбу. Он думал-думал и решил попробовать организовать их на игру в индейцев, которую сам обожал в детстве. Сказано-сделано, и через сутки 42 беспощадных маленьких врага превратились в самых верных его друзей на долгие годы.
Так была найдена неформальная педагогика.
Примечательно, что такое воспитание не требует сексуальных связей между взрослыми и мальчиками, а потому было принято в обществе на ура. Уже через несколько лет полковник Баден-Пауэлл создает на принципах Сетона-Томпсона своих скаутов и посвящается за эти заслуги в рыцари. Сейчас почти повсеместно скауты выродились в черт знает что, но в первые десятилетия это была самая настоящая неформальная педагогика, реальная система воспитания, которая помимо подготовке к армии формировала у детей идеалы и ценности. Кстати, российские скауты в отличии от зарубежных, гораздо ближе к настоящим. Видимо, в силу национальной традиции, которую так и не удалось разрушить за последние тридцать лет.
Свое продолжение неформальная система воспитания получила в Советском Союзе. Вначале была создана пионерия (от слова пионеринг, которое ввел Сетон-Томпсон). Пионерия очень быстро деградировала, как только стала всеобщей и обязательной. Но система осталась.
Дело в том, что советская власть повсеместно создала дома и дворцы пионеров, а также всяческие клубы по месту жительства. Туда пришли энтузиасты, пассионарии, неформалы, люди, которые продолжили дело воспитания. Произошло это достаточно случайно – государство создало условия и не слишком контролировало, что же там происходит.
Тут надо бы рассказать, что такое неформальная педагогика и на каких принципах она существует.
Сначала немного о психологии. У подростка годам к двенадцати просыпаются механизмы, созданные природой в самые древние времена. Эти механизмы с подачи советского психиатра Андрея Личко мы сейчас называем реакции, хотя правильнее было бы их звать инстинктами.
Первой и самой главной реакцией является тяга к группированию со сверстниками. Эта тяга существует у всех социальных животных, также, как скажем, сексуальное влечение или материнские инстинкты. Подростки образуют группы, стаи, в которых проигрывают взрослые отношения, обучаются общению, ну и защищаются, в случае чего, от агрессивных и сильных взрослых.
Второй важной реакцией является эмансипация, утверждения себя полноправным членом взрослого сообщества, уход от опеки старших, от власти семьи. Тоже древнейший инстинкт.
Третья главная реакция связана с увлечениями, которым подросток отдается всей душой. Это уже не игра, это овладение взрослыми умениями и навыками, в современном понимании – профессией.
Четвертая реакция связана с поиском идеала, на который подросток будет равняться, от которого перенимать не только навыки и умения, но и взгляды на мир, манеру поведения и даже манеру одеваться.
Вот на этих четырех китах и стоит неформальная педагогика.
Детям свойственно создавать неформальные группы. Например, уличные банды хулиганов. Гораздо реже – Тимуровские команды. Если во главе такой группы становится взрослый лидер, то мы говорим о неформальной педагогике.
Ребенок воспитывается в группе, принимает ценности этой группы как свои, мнение такой группы является для него самым значимым на свете. Он никогда не сделает того, за что его будут презирать товарищи. И всегда стремится делать то, что вызывает у друзей восхищение. В группу ребенок приходит сам – это его личное решение. Не родителей. Не учителей. Не властей.
Отсюда второе требование – для ребенка «занятия» бесплатны. Ведь он не зарабатывает. Забавно, как в некоторых неформальных детских турклубах решали проблему, когда ребенку вдруг родители отказывались оплачивать поездку. Остальные скидывались немного больше, либо не ехали вовсе. Вот такой был железный закон. Ибо главное – не поход, а дух коллектива.
Третье правило – ребенка могли выгнать из группы. Конечно, в том случае, если он совершил что-то уж очень ужасное. Либо просто не подходил по своим моральным качествам, и потому никто не мог с ним дружить и общаться. Если говорить точнее, выгоняли в том случае, если ребенок систематически нарушал законы и правила коллектива, принятые групповые нормы поведения.
Четвертое правило касалось самоуправления. Руководитель не принимал решения единолично, а, как минимум, советовался с детьми. Как максимум, существовали органы самоуправления, совет, который выдвигал решение, за которое все голосовали. Наказания в таком варианте – не дурь взрослого командира, а нечто, что ребенок принимает, как групповую и справедливую кару. За которую сам же и голосовал. Он ведь сам и совершенно добровольно согласился следовать законам группы.
Пятое правило касается равенства детей и взрослых. Равенство не только прав, но общения и отношений. Уважения к ребенку как к другу и партнеру. Дети в неформальных сообществах почти всегда называли взрослых на ты и по имени. Могут жестко взрослых критиковать. Бывали случаи, когда самого руководителя выгоняли из группы.
В идеале, взрослый не имеет права курить, если не разрешает это детям. И не имеет права пить алкоголь – никогда, даже на взрослых тусовках. Хотя бывают забавные исключения.
Помнится, ездили мы на Крайний север, п-ов Ямал. Добираться последние 200 километров надо катером, иначе никак. А на севере для завязывания добрых отношений требуется выпить – это как обязательный ритуал. А без добрых отношений никто на катер не возьмет, а когда возьмут – то не пустят в каюту, и будут дети сидеть под дождиком на палубе целые сутки. И вот из года в год мне приходилось пить на этом сложном участке нашего маршрута, причем упиваться до того, что часто на катер дети почти несли меня на руках. Но при этом все прекрасно понимали, почему их руководитель пьян. Что это жертва, которую я приношу остальным по праву взрослого, берущего на себя самое трудное и неприятное.
Попутно неформальная педагогика удовлетворяет еще одну тягу ребятишек, ибо жизнь детско-подростковой группы идет вокруг какого-либо увлечения. Это может быть туризм, театр, ролевые игры, моделирование, археология, яхтинг и даже журналистика с педагогикой. Взрослый идет к детям не просто так, а с делом, которым страстно увлечен сам.
Результат такой педагогики удивителен – вместо компании шпаны на выходе тимуровская команда, и не просто команда, а дети, пылающие самыми высокими идеалами любви и взаимопомощи, причем не по отношению к ближним, то бишь товарищам, а ко всему человечеству. Кстати, без всяких религиозных примочек – в своем большинстве советские неформалы были атеистами.
Казалось бы, педагоги-неформалы способны перевернуть мир, создать тот самый коммунизм, что мы видим в чудесных романах Стругацких. Почему же неформальная педагогика не прижилась ни на западе, ни у нас?
Причин много.
Во-первых, неформальная группа – не станок по производству болванок и винтиков государственной машины. Далеко не любой ребенок в ней приживется. Известно, что 12% детишек рождаются законченными негодяями (потом они идут в политики или преступники). Да и остальная часть хоть и лучше, но… но альтруистами рождаются лишь 4%, и с этим ничего не поделать. Поэтому нельзя всех силком загнать в неформалы – получите очередную пионерию времен застоя.
Во-вторых, властям опасны пылающее высокими идеалами как детишки, так и взрослые. Ведь те люди, что окопались у рулей, принадлежат к прямо противоположному типу. Негодяи, приспособленцы, паразиты. Это, к сожалению, установила эволюционная биология. Нормальный человек во власть может попасть лишь случайно и будет быстренько оттуда исторгнут. Хорошо, коли жив останется.
Очень примечательно, что в свое время энтузиасты неформальную педагогику в виде коммунарского движения пытались внедрить в школы. Все шло по одному и тому же сценарию. Сначала директор приходил в восторг и давал зеленую улицу. Проходило время и школьнички становились зубастыми. Учителя и директор приходили в ужас, коммунаров гнали прочь. Ибо школа – маленькая модель государства, где есть господа-учителя, правитель-директор и порабощенный народ – дети.
В-третьих, семья тоже плохо совместима с неформальными детскими группами. Ведь семья – оплот эгоизма по отношению к обществу. Кроме того, подросток всеми силами стремится стать самостоятельным и освободится от опеки родителей. Неформальная группа здесь ему оказывает неоценимую помощь. Конечно, не будет такой группы в ближайшем доме пионеров – и дитё найдет какую-нибудь компашку хулиганов или любителей кайфа. Умные родители это понимают, только вот умных у нас… мда.
Дети властных, авторитетных и авторитарных родителей в неформальные группы не попадают. Это очень жесткий отбор, по родителям, и достаточно травматичный.
Америке и Европе тоже не нужны неформалы, ибо их общество выстроено на жесткой конкуренции друг с другом. Коллективизм там глубоко чужд даже исторически.
В-четвертых, неформальные детские движения никогда не воспитывали патриотов. В том смысле, как это понимает власть, а именно пламенное пушечное мясо. Наоборот, дети в таком движении весьма критичны, а еще бывают отважны и бескомпромиссны. Власти их попросту бояться, недаром за всеми детскими неформалами нет-нет да приглядывал КГБ.
Было много упреков, что дети, прошедшие через неформальную педагогику, вырастают плохо приспособленными к жизни в нашем жестоком обществе. Зато они вырастают счастливыми. У них на всю жизнь сохраняются друзья, что в любой беде мчаться на помощь. И главное - в неформальные группы попадают особенные дети. Те самые плохо приспособленные круглые альтруисты, что в обычной жизни не выживают. Но зато и общество без этиз альтруистов жить не способно. Как больной СПИДом без иммунных клеток.
Может ли мир существовать без воспитания, когда детишки как сорная трава под забором? Какое-то время может. Потом тихо загибается. Что уже неоднократно происходило за последние два тысячелетия. Римляне, византийцы, да и масса народов поменьше растворились в небытие. Собственно, мы будем следующими. Нет, не Россия – вероятно, вся европейско-американская цивилизация. Но мы – ее часть. Что ж, се ля ви, как говорили французы. Бала когда-то в 21 веке такая страна в Европе...
© Александр Дмитриев
© Wildkids.biz