0
Фильм М.Алдашина "Рождество" признан одним из лучших произведений постсоветской анимации, но ни разу не был показан на телеканалах России и выходил только на видео.
В 2016 году исполняется 20 лет со дня выхода "Рождества" и выпуском этой книги-альбома мы открываем Юбилейный год.
Это новое издание, переработанное и дополненное. Серьезно увеличен объем книги, добавлен текст и иллюстрации, еще совершеннее стали дизайн и полиграфия.
К изданию прилагается DVD с фильмом "Рождество" в оригинальной упаковке.
Художественная идея издания - книга, объединяющая две истории. Одна - история Рождества, рассказанная автором и проиллюстрированная картинками на основе изобразительного ряда фильма. Другая - история про то, как создавался этот шедевр отечественной анимации.
Ранее вышедшее издание этой книги полюбилось очень многим и было очень быстро распродано. Теплые и благодарные отклики можно без труда найти в интернете. Вот, например, на Озоне, один из двух десятков отзывов:
"Борюсь между желанием написать "Скорее покупайте эту книгу все - она прекрасная!" и по-тихому купить ещё несколько экземпляров, пока они ещё есть. Во-первых, рисунки. Как будто очень простые, но при этом - каждая деталь предельно выразительна, так что хочется плакать. Без малейшего пафоса, без единого намека на фальшь. И, кроме того, насыщены цитатами . Как будто художник собрал все лучшее, искреннее, из того, что было в средневековом религиозном искусстве, и предъявил зрителю в концентрированном виде. Выбрал золотые крупицы из кучи грязи и пустой породы, и подарил нам горсть чистого золота. Я в восторге.
Все эти детали - хозяйственный Иосиф, сколотивший табуретку, пока волхвы поклонялись младенцу, средневековый лев с человеко-собачьим лицом, Мария, пробующая локтем воду для купания, усердный ангел с барабаном, задевающий локтем соседа - ангела со скрипкой, - это все так близко и узнаваемо, что кажется, будто все было сделано естественно и без малейшего усилия. А ведь за каждым жестом - горы перерытой литературы. Огромная тяжелая работа с непредсказуемым результатом.
Что касается книги как предмета. Она почти квадратная. Очень плотная матовая бумага. Белая, с нежнейшим теплым оттенком. Золотисто-коричневые форзацы и ляссе. Картинки на каждом развороте. Примерно треть книги занимает рассказ автора о том, как создавался мультфильм."
Мы надеемся, что такую же любовь и признание получит новое, расширенное и дополненное издание книги, которое мы сможем выпустить с вашей помощью.
«Я хотел рассказать историю Рождества так же просто, наивно и бесхитростно, как ее рассказал бы ребенок, которому прочитали Евангелие: показать мир, светлый даже в ночи, где живут добрые звери и строгие ангелы, где пастухи пьют вино и дерутся, а Дева стирает белье. И где появляется жизнь, рожденная спустившейся с небес любовью».
Михаил Алдашин …Лето, жара. Солнечные лучи, проходящие сквозь деревья. И где-то в глубине кадра Мария в светлом сарафане достает из корзины белье, выкручивает его и вешает на веревку. Простая и неказистая, рыжая, большеглазая девушка, за которой из-за дерева подглядывает Ангел… Так начинается эта история.
20 лет назад Михаил Алдашин впервые показал зрителю свой мультфильм «Рождество». Картина снималась полтора года и вышла на экраны в 1996 году.
И стало на одно рождественское чудо больше…
В итоге получился оригинальный и эмоциональный фильм на традиционный сюжет о рождении Младенца, но рассказанный необычными средствами. Цвет, свет, звуки, образы – здесь всё подчинено святой простоте, в которой многообразие культурных смыслов.
Диалогов в фильме нет, звучит только музыка.
В ней невыразимой красоты тема, простая, как детская песенка или считалочка. Это аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена. Музыка становится чуть ли не главным действующим лицом и выполняет особо важную роль в развитии сюжета.
Режиссеру однако показалось, что музыкальные фрагменты, собранные из разных концертов, звучат в фильме разнородно, и появилось идея - аранжировать отдельные куски, объединив их общим звучанием. Алдашин обратился с этой просьбой к композитору Шандору Каллошу. Композитор пришёл, посмотрел материал, помолчал и сказал: «Знаете, здесь всё есть. Мне тут делать нечего. Я вас поздравляю». И режиссер ему доверился.
Тема фильма известная. Вроде бы ничего нового. Но начинаешь смотреть и понимаешь: все по-другому. Наивно, искренне, действительно по-детски..
Поэтому и ангелы тут иногда бывают нелепы, едят груши, спотыкаются, грустят и радуются, пастухи пьют вино и дерутся, а львы возят зайцев. В фильме есть момент, когда ангел будит одного из королей и тот сонно моргая, наконец понимает, что тут происходит и трясет другого спящего короля, да так, что у того потешно мотается голова.
И они в ночнушках вылезают из своей кровати, достают дары, садятся на сонных лошадок и, позевывая, отправляются в путь...
Художник картины - Зоя Трофимова. Как сказал Михаил Алдашин, «каждый кадр обласкан ее руками». Все картины очень живые. Вот плотник Иосиф чинит дыру в крыше хлева, затем увлеченно и с азартом сколачивает табуретку. Вот Мария, купая младенца, пробует локтем, не слишком ли горяча вода. Зайчик, выскочивший из-под львиной лапы, прячется за ангелом, как прячутся за родителей маленькие дети. Бык качает люльку своей огромной мордой…
А младенец… он плачет как обычный ребенок. Он хрупкий и нежный, и светится лишь так, как светилось бы любое детское тельце в темном хлеву…
ФИЛЬМ И КНИГА
Пересказывать сюжет нет смысла, фильм надо смотреть. Восемнадцать месяцев понадобилось режиссеру-аниматору Михаилу Алдашину, чтобы путем проб, ошибок, находок и озарений создать для нас это чудо.
Теперь, спустя много лет, автор мультфильма подарил нам еще один шедевр – книгу «Рождество».
И теперь вы можете не торопясь разглядывать то, что живет на экране, прочитать то, что не было сказано героями, их мысли и даже посмотреть рабочие материалы к фильму и узнать, как он делался.
На основе текста: Татьяна Мирошник (сценарист, режиссер, продюсер)https://planeta.ru