1 Расчленение убитой в феврале львицы в зоопарке датского города Оденсе при детях вызвало бурную реакцию по всему миру. Многие обвиняют руководство датского зоопарка в бесчувственности, но сотрудники заведения считают, что их сеанс преследовал дидактические цели. На самом деле подобные вскрытия не являются в Европе чем-то необычным.
вскрытие волка
Как и в случае со скандальным убийством и последующей вивисекцией жирафа Мариуса в Копенгагене, зоопарк объяснил свое решение умертвить троих львов рекомендациями ЕАЗА - Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов.
"Цветами не пахнет"
Теперь же зоотехник Расмус Колинн провел в родном городе Ганса Христиана Андерсена сеанс анатомического театра для детей и взрослых, заранее собрав через соцсети около 400 человек.
"Было бы более странно вскрывать животное, которое пахнет, как цветы", - сказал Колинн собравшимся, которые зажимали носы от трупного запаха.
Некоторые из детей, присутствовавших на мероприятии, сказали, что им было и весело, и противно наблюдать за разделкой львицы.
Ассоциация ЕАЗА поддержала несколько решений о "гуманном умерщвлении животных и подчеркивает необходимость генетического и демографического контроля над животными, находящимися на попечении людей". По этим же соображениям в марте прошлого года копенгагенский зоопарк умертвилчетырех львов.
"Убийство избыточного потомства предпочтительнее, чем ограничения на спаривание, которые могут сказаться на благополучии животного или группы животных", - четко сказано в правилах ЕАЗА.
"Датчане - как ИГ"
Критики в адрес зоопарка Оденсе было предостаточно: многие комментаторы считают, что такое зрелище может ожесточить детей.
"Зоопарк несет этическую ответственность за численность животных, что означает, что их нельзя использовать как одноразовый ресурс", - заявили вмеждународном зоозащитном сообществе Humane Society International.
Русская служба Би-би-си направила запросы в ассоциации Cruelty Free International и Born Free Foundation, однако не получила ответа.
"Ужас. Это помутнение разума на фоне полного бессердечия. Это можно показывать на рисунках. Мы же не расчленяем людей, чтобы детей учить. Это уже один шаг остался до того, чтобы в класс втащить покойника и показывать его. Бред полный. Это недостойно людей", - сказал "Русской службе новостей" Николай Дроздов.
"Датчане - как Тед Банди [американский серийный убийца] или как ИГ [запрещенная в России группировка], говорят, что обучают своих детей, когда на самом деле растят из них монстров", - негодует комментатор Марк Доннерс.
"Не Дисней"
При этом, в отличие от случая с жирафом Мариусом, большинство датчан единодушны в том, что разделка львицы скорее носит воспитательный характер.
Одним из самых популярных комментариев среди датчан был: "Жизнь - это не Дисней. Смиритесь с этим".
"Датчане невероятно прямолинейны - как удар молотком по лицу. Для них честность - главное качество, и они стараются так воспитывать детей. Родители хотят защитить детей, и это правильно и понятно. Но где граница между травмированностью и информированностью?", - пишет в своем эссеавтор книги "Родительство по-датски", выходец из США Джессика Александер, уже 13 лет живущая с датчанином.
Негативная реакция рунета в очередной раз показала серьезные различия в культурном коде европейцев и русских. Однако, подобная реакция большинства интернет сообщества неудивительна. Что больше всего удивило, так это реакция людей образованных, которые по роду занятий обязаны знать то, что неспециалистам неведомо, например, телеведущего Николая Дроздова: "Ужас. Это помутнение разума на фоне полного бессердечия. Это можно показывать на рисунках. Мы же не расчленяем людей, чтобы детей учить. Это уже один шаг остался до того, чтобы в класс втащить покойника и показывать его. Бред полный. Это недостойно людей."
Неужели Николай Дроздов не знает, что как раз с демонстрации покойников всё и началось. Но, обо всем по порядку. Вы знаете почему помещение для вскрытие трупов называют"Анатомическим театром"? Потому что эта аудитория была построена по принципу античного театра, колизея, и любой желающий, просто ротозей с улицы за определенную плату мог лицезреть наглядно что находится внутри человека. Т.е. происходило некое театрализованное представление, где врачи в парадных костюмах на радость зевакам расчленяли покойников, извлекали органы, демонстрировали работу и функции человеческого организма и т.д. В Европе такие представления проводились начиная с XVI века и приобрели большой размах в эпоху Барокко. В Россию анатомические театры привез Петр I, как, кстати, и кунсткамеру, коллекцию всевозможных антропологических диковин. Интересно отметить, что оба этих родственных явления являются неприемлемыми для носителей традиционного религиозного сознания. В частности, согласно христианской традиции, тело умершего должно быть предано земле, а не болтаться в спиртовой банке несколько столетий.
Итак, публичное вскрытие трупов, явление вполне обыденное для Европы на протяжении нескольких веков. Это явление, в свою очередь, связанно не только с научными и медицинскими вопросами, но и с вопросами искусства, поскольку оно являлась, как уже говорилось, и неким перформансом. Дело в том, что в Европе, начиная с эпохи Возрождения прослеживается четкая тенденция к эстетизации смерти и всего что с ней связанно. Небывалое распространение приобретает гравюры изображающие пляски с мертвыми, т.н. "Dance Macabre". Сюжет прост: танцующий труп, персонифицированная смерть, увлекает человека к неизбежному концу. Сохранились и весьма искусные надгробия, выполненные в виде полуразложившихся трупов. В Европе этот процесс эстетизации смерти шел последовательно и нашел своё наивысшее воплощение в работах нашего современника Гюнтера фон Хагенса, человека делающего свои скульптуры из органического материала, т.е. из настоящих трупов людей и животных.
В России за всю историю ничего подобного, естественно, не было. Европейская культура попадала сюда достаточно выхолощенной от подобных аномалий. Именно поэтому мы и имеем негативную реакцию от большинства наших сограждан. Но это не только конфликт культур, это конфликт модернистского западного мировоззрения и, с другой стороны, мировоззрения традиционного, хотя и в достаточно рудиментарном виде. Несколько странно слышать, что европейцев осуждают за то, чему они следуют уже несколько веков. Это их культура и это надо принять как данность.
Хотелось бы заметить, что возмущение рунета было бы оправдано, когда бы наши дети отличались добросердечием и милосердием от европейских. Боюсь, что все наоборот. Дети наши любуются вещами, по сравнению с которыми анатомирование львицы - милейший пустячок. Есть закрытые группы в ВК, где вывешиваются самые жуткие фотографии и фильмы - дети с разможенными головами и вывалившимися мозгами, распоротые животы, вырванные взровом ноги, издевательства над собаками, убийство кошек... И все это с циничными комментариями, веселыми шуточками и просьбами положить контенту пожестче. И это весьма посещаемы группы.
Необходимо напомнить, что до недавнего времени в школьную программу входила вивисекция лягушки - помните замечательные опыты с лягушачьей лапкой без кожи, которую стимулируют электричеством? Да и вообще научное познание невозможно без анатомирования. Зато без него очень хорошо оболванивать детей религиозно, ведь именно из невежества рождаются суеверия.
Кстати, в экспедициях моим ребятишкам частенько приходилось сталкиваться то с человеческими костями, а то препарировать подстреленных уток к ужину. И жестокими от этого как-то не стали. А может быть детям как раз надо видеть такие зрелища, как в датском зоопарке, чтобы потом не исходить любопытством и не наслаждаться в сети инсталляцией детских мозгов, вывалившихся на асфальт?
Альтернативное мнение детского психолога Елены Прудиус можно прочитать здесь...